Навигация
 - Главная
 - Сухопутные войска
 - ВМФ Украины
 - ВВС Украины
 - Армия в 21 веке
 - Гараж
 - Ангар
 - Док
 - Ссылки
 - Контакты

  Техника
 - Самолеты
 - Вертолеты
 - Танки
 - БТР
 - ЗРК и ПВО
 - Артиллерия
 - Корабли

  Контакты
 - Ссылки
 - Баннеры
 - Спонсоры
 - Гостевая
 - Контакты
 - рейтинг
 - анкета

  Разное
 - сообщества
 - Загрузки
 - Все для WEB
 - рефераты
 - реклама на сайте
 - сотрудничество
 - галлерея

 

Содержаине :

Главная Сухопутные войска Украины ВМФ Украины ВВС Украины Армия Украины в 21 веке
Гараж Сухопутных Сил Украины Ангар ВВС Украины Док ВМФ Украины Ссылки и спонсоры Контакты
Ангар Вооруженных сил Украины   


ЗСУ-23-4 "Шилка"

ЗСУ-23-4 "Шилка" стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион "шилок", который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ "Шилка". а другой - четыре самоходных ЗРК "Стрела-1" (затем ЗРК "Стрела-10"). Эксплуатация "Шилки" показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех "Шилке" на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7 - 8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась. Газотурбинные двигатели ДГ4М-1 постоянно барахлили, и генератор бортовой сети работал преимущественно от основного двигателя. В свою очередь, систематическая эксплуатация дизеля на стоянке на малых оборотах приводила к его осмолению. Во второй половине 60-х годов ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. В 1968 г. была создана модификация ЗСУ-23-4В, получившая командирский прибор наблюдения и имеющая повышенную надежность. В 1970 г. создается ЗСУ-23-4В1 с модернизированным счетно-решающим прибором. Скорость движения, при которой возможно автосопровождение цели, повышена с 20 до 40 км/ч. В октябре 1967 года вышло постановление Совета Министров о более серьезной модернизации "Шилки". Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозарядка автоматов 2А7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на вооружение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение "Бирюса", но в войсках ее по-прежнему называли "Шилкой" (по другим данным модернизированная установка под индексом ЗСУ-23-4М1 была принята на вооружение в 1971 г.). После следующей модернизации в 1977 году установка получила индекс ЗСУ-23-4МЗ (З - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура госопознавания "свой - чужой" "Лук". Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4МЗ. Производство ЗСУ-23-4МЗ прекратили в 1982 году. В 1979 г. в соответствии с требованиями афганской войны, была создана ЗСУ-23-4М2, лучше приспособленная для действий в условиях горно-пустынной местности, без РЛС, с увеличенным до 3000 выстрелов боекомплектом и прицелом ночного видения для стрельбы по наземным целям. "Шилки" широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году. Впервые это оружие было применено в 1970 году во время боев в районе Суэцкого канала. Действовавшие в составе египетских войск советские зенитчики, используя "Шилки" и ЗРК С-125, в короткий срок сбили несколько израильских самолетов типа "Мираж"III и F-4E "Фантом"II, что ослабило воздушные удары израильтян по египетским позициям и позволило заключить перемирие, продолжавшееся до 1973 года. В арабо-израильской войне, разразившейся в октябре 1973 года, египтяне и сирийцы имели на вооружение большое число ЗСУ-23-4, которые с большим успехом действовали в боевых порядках войск. В частности, в сирийской армии они входили в состав зенитных дивизионов танковых дивизий и отдельных танковых бригад, а также использовались для прикрытия зенитных ракетных батарей. Несмотря на относительно низкий уровень подготовки боевых расчетов, ЗСУ-23-4 продемонстрировали высокую боевую эффективность, на первом этапе боевых действий практически полностью обезопасив сухопутные войска арабов от ударов грозной израильской авиации. В период боевых действий 1973 г. из 98 самолетов, сбитых средствами ПВО Сирии, 11 - на счету "Шилок". Во время сирийско-израильского конфликта 1974 г. из 19 уничтоженных израильских самолетов пять сбили "Шилки". В ходе боев в долине реки Бекаа (Ливан) от сирийских "Шилок" досталось и новейшим американским истребителям F-16A, поступившим на вооружение ВВС Израиля непосредственно перед началом очередного конфликта. Существуют различные точки зрения по поводу эффективности действия "Шилки" в борьбе с воздушными целями. Однако летчики, взятые в плен, показывали, что "шилки" создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции "Буря в пустыне" летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня "шилок". В ходе боевых действий иракские"Шилки" записали на свой счет несколько боевых самолетов противника, в том числе и "летающие танки" A-10A "Тандерболт II", имеющие мощнейшее бронирование и специально предназначенные для действий на малых высотах в условиях наличия у противника мощной войсковой ПВО. Очень высоко в Афганистане ценились "шилки" нашими офицерами и солдатами. Идет колонна по дороге, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - "Шилка". Длинная очередь по противнику, и море огня на его позиции. Душманы называли нашу самоходную установку "шайтан-арба". Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов "Шилка" спасла жизнь. В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный "афганский вариант" - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые "Шилкой", редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда срабатывал при попадании в стену. Эффективно "Шилка" била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам... Принимая на вооружение "Шилку", и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка "Амур" слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов "Шилки". В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь - увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда. С осени 1962 года прорабатывалось несколько эскизных проектов установки на "Шилку" 30-мм автоматов. Среди них рассматривался 30-мм автомат револьверного типа НН-30 конструкции ОКБ-16, использовавшийся в корабельной установке АК-230, 30-мм шестиствольный автомат АО-18 от корабельных установок АК-630 и 30-мм двухствольный автомат АО-17 конструкции КБП. Кроме того, испытывался 57-мм двухствольный автомат АО-16, специально сконструированный в КБП для зенитной самоходной установки. Вариант "Шилки" с более мощным 30-мм артиллерийским вооружением - ЗСУ-30-2. Опытный образец. 26 марта 1963 года в подмосковных Мытищах состоялся техсовет под руководством Н.А.Астрова. На нем было решено увеличить калибр ЗСУ с 23 до 30 мм. Это в два раза (с 1000 до 2000 м) повышало зону 50-процентной вероятности поражения цели и увеличивало дальность стрельбы с 2500 до 4000 м. Эффективность стрельбы по истребителю МиГ-17, летящему на высоте 1000 м со скоростью 200 - 250 м/с, возрастала в 1,5 раза. При сравнении 30-мм автоматов указывалось, что экстракция гильз у НН-30 идет назад вниз, а удаление гильз из башни "Шилки" - вперед вбок, что потребует значительных переделок в ЗСУ. При сравнении АО-17 и АО-18, имевших одинаковую баллистику, отмечалось преимущество первого, который требовал меньшего объема доработок отдельных узлов, обеспечивал более легкие условия работы приводов, сохраняя в большей степени преемственность конструкции, в том числе погона башни, редуктора горизонтального, наведения, гидропривода и т.д. Принятие АО-47 упрощало проблему отвода гильз, перезарядки и др. Кроме того, у него был больший угол склонения, чем у АО-18. В конце концов для ЗСУ и приняли 30-мм двухствольный автомат АО-17. Его доработанный вариант получил индекс ГРАУ 2А38 и в начале 80-х годов был запущен в серийное производство на Тульском машиностроительном заводе № 535. Работа автоматики 2А38 основана на отводе пороховых газов из канала ствола. Перед выстрелом в одном из стволов находится патрон. Ударный механизм взведен и удерживается электрическим шепталом. Подвижные части второго ствола находятся в заднем положении, а патрон - в лапках затвора. Подвижные части обоих стволов кинематически связаны через соединительный рычаг. Такая связь позволяет обойтись без возвратных пружин, так как для возврата подвижных частей одного ствола в переднее положение используется рабочий ход подвижных частей другого ствола и энергия газов. Питание пушки производится одной патронной лентой. Подача ее осуществляется звездочкой подачи, кинематически связанной с ползунами. Общими частями обоих стволов были кожух, механизм питания, механизм перезаряжания, стреляющий механизм и амортизатор. После почти семи лет проектных .и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации "Шилки" и создать принципиально новый комплекс. 8 июня 1970 года вышло постановление СМ № 427-151 о создании новой ЗСУ "Тунгуска". Головным разработчиком "Тунгуски" назначили КБП, а главным конструктором - А.Г.Шипу-нова. Конкретно КБП занималось ра-кетно-артиллерийской частью установки - 2К22. Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора - Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 "Тунгуска" был принят на вооружение постановлением СМ от 8 сентября 1982 года, а модернизированный комплекс "Тунгуска-М" - приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года.


 - Ангар


Copyright 2005 (Ukrbat.narod.ru). Site Designed by midicproduction.©. All Rights Reserved. Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! все секреты тут
Hosted by uCoz